2-й свидетель "Святым, находящимся в рассеянии, - слово о тоталитарной церкви"
 - главная - свидетельства - почта - гостевая - форум -
опубликовано: March 21, 2003

( нервных и напуганных в христианском детстве убедительно просим читать )

Куда угодно, только не в церковь
"Облака мы безводные,
И деревья бесплодные,
Приготовлен мрак вечной тьмы
Для таких, как мы" (с)
(Переделанная песня, исполняется весело)

Не доводилось ли Вам (под "Вами" я имею в виду, например, добропорядочного члена одной из харизматических церквей или даже ее лидера или пастора), встретив на одной из улиц вашего города человека, некоторое время назад ушедшего из Вашей церкви, наблюдать, как он (если не успел перейти на другую сторону улицы) прячет глаза, спешит уклониться от беседы, а если на него нажать, то прозвучит что-то вроде: "Я с Богом, но это же не значит, что обязательно нужно при этом ходить в церковь". При этом выглядеть он будет очень испуганно и затравленно, а может быть даже и агрессивно, так как лучшая защита это нападение. А сколько в Вашем городе людей, спасенных, рожденных свыше и крещенных в воде, говорящих на языках, которые не ходят ни в одну церковь города (я уверена что в Вашем городе много церквей, ведь процесс деления, почкования и полураспада идет с 1990 года, не так ли?:)) ), и при одном только слове "церковь" начинают нервно искать в сумке валерьянку?
"А, это бунтари, "обиженные", "ропотники, ничем не довольные", звезды блуждающие, деревья дважды исторгнутые.... Они видите ли с Богом, но не понимают, что если Церковь им не мать, то и Бог не отец. Extra ecclesia nulla salus. И как можно быть с Богом, не будучи в церкви?" - скорее всего прозвучит в ответ.
То, что эти люди обижены, - медицинский факт. Но факт также и то, что они еще и обмануты. Кто их обманул? Они сами, плюс действительность. Сложно? Попробуем разобраться.
Лично я слышала заявления о том, что "Я с Богом. а церковь, - ну ее эту церковь" в разной степени агрессивности и разочарованности, только за последний месяц от не менее четверых людей. Среди них была и почтенная дама, и новообращенная девчонка, и потрепанные тяжелым церковным христианским детством ребята... Дама, например, выразилась очень конкретно: "После той церкви "Светлый Путь", где я была N лет, у меня полное разочарование в церкви вообще, и я никогда больше не пойду ни в какую церковь". Я еще уточнила: "У вас разочарование в самой идее церкви? В церкви как явлении?" Она с радостью, что ей помогли сформулировать, сказала "да!" Что касается новообращенных, то они, пережив бурную встречу с Богом и прожив с Ним несколько счастливых месяцев, тоже почему-то шарахаются от "самой идеи церкви" и/или "церкви как явления". Не говоря уже о так называемых "сломавшихся", "выпавших", "разочаровавшихся", "не дотянувших", "сгоревших" и прочих "рожденных бурей, но унесенных ветром" (и "поющих в терновнике", потому что, что им теперь еще остается... ).
Давайте же рассмотрим явление со всех сторон... А сторон, пожалуй, наберется много.

Сторона первая. Обращение: почему?

"Да даст нам все!" (с)
В 1988 - 1990 годы Россию постигло нечто. Стряслось! С шумом брякнулся железный занавес, советские люди узнали, что Иисус Христос пишется не через дефис (как чижик-пыжик), и на ледовых аренах столиц покрупнее, а также на стадионах и в кинотеатрах столиц помельче, ну и в домах культуры уездных городов N, Х,Y и так далее прозвучало Евангелие. Которое народ в массе своей радостно принял. Особенно радостно народ принял то евангелие, которое, - не побоюсь этого слова, - апостол Павел нелицеприятно называет "иное", и которое еще называется "евангелием преуспевания". (Очков не ношу, так что кидаться тяжелыми предметами можете без предупреждения). Сводилось оно к тому (кто не знает): "Не надо говорить людям что они грешники... они, бедные, и так знают, что они грешники, не надо им говорить об этом... не надо давить на них "грехом", ну разве что рассказать про Адама и Еву... Надо говорить об Иисусе, что Он есть ответ на все их проблемы... У тебя пьет муж? Иисус решит твои проблемы… У тебя болезнь? Иисус хочет исцелить всех! Ты живешь от зарплаты до зарплаты? А знаешь ли ты, что Иисус хочет дать тебе жизнь с избытком? Если ты будешь верующим, то Бог даст тебе денег, здоровья, счастья в личной жизни и успех в карьере. Верующие должны преуспевать! Они должны быть сильными, радостными, богатыми и счастливыми..." Так голливудская мечта пришла в СССР/СНГ раньше, чем сами голливудские фильмы. Мечта о безоблачной розовой жизни с Богом, который на халяву даст все....
Кстати, мало кто из людей "и так понимали, что они грешники". Более того, часто приходилось слышать фразу типа " Я никогда никому зла не делаю", " Я такой по натуре человек, добрый, наивный, безобидный", " Я всю жизнь всем только добро, только добро", - можно подумать, что все 70 лет Совка мы жили просто в "городе золотом", где и тени зла не пробегало. Так что обличение в грехе (внутреннее, от Святого Духа) было, но назвать это действие массовым я бы не могла...
Что же произошло? Уж не знаю какой там процент, но думаю, что достаточно большой - людей пришли "к Богу" не в результате обличения в грехе и осознания себя грешниками. То есть они конечно слышали учение что "все согрешили и лишены славы Божией", но собственно само осознание собственной личной греховности прошло мимо них. Одна женщина недавно так и сказала: "Но ведь мы пришли к Богу, чтобы нам стало легче тут, на земле жить. Нам так и говорили...". Пришлось с прискорбием объяснять, что их обманули.
Более того, вечная жизнь (будь то на небе или в другом каком месте) была для советского человека полной абстракцией, посмертие у нас в основном воспринималось в лучшем случае в виде реинкарнации, поэтому сама идея СПАСЕНИЯ для многих осталась чисто условной. Ну да, вроде помру, на небо попаду, но главное здесь-то, здесь то пожить...
А пожить предполагалось от души.... Американские проповедники, сами по себе люди из другого, свободного мира, где и одежду носят не двух цветов, - серого и черного, а гораздо разнообразнее, где кофе варят в кофемейкерах, где "цветет там дикий чуингам и бродят вольные хот-доги"(с), где столько сортов колбасы и другого продукта, где и трава зеленее и...словом. где все словно уже само по себе на халяву, - красивые, ухоженные, не знающие, что такое визит к зубному по талонам и без обезболивания, выводили на сцену своих ослепительных женщин и говорили "это моя особенная жена, my precious special wife, a unique person from God", и рассказывали истории про чудеса, про то, как кого-то в три часа ночи разбудил Святой Дух и сказал дать ему, проповеднику, чек на.... $$$, - и советские люди жадно смотрели и слушали, и верилось, что "с Богом все возможно". Что замученные работой и транспортом советские женщины тоже станут "precious unique persons" для наших феминизированных мужиков, и что Дух Святой будет регулярно побуждать кого-то выдавать нам чеки (не на молоко, а на доллары, потому что на молоко и хлеб вроде как уже выдает соцзащита).
Нет, конечно был не только этот мотив... Конечно многие шли к Богу, к самому Богу, многие устали от греха, многие искали истину. и им было пофиг, в каком сопровождении им ее подадут - но изрядный процент людей все-таки шел к Богу, с которым все ВОТ ТАК (смотри выше). Наш Бог - богатый Бог! Аминь! У него есть все! Бог! Дай мне денег, потому что все деньги твои! Эй-мен! Наш Бог - это не Бог слабых и убогих неудачников! Наш Бог сильный Бог, он не неудачник! Улыбнись ! Скажи своему соседу: "Бог решшшшит все твои проблемы!" Дайте мне гррромкий эй-мен....
Может быть, если бы не было таких спецэффектов, эти люди все равно пришли бы к Богу и спаслись бы. Но мы не можем знать этого, и приходится принимать реальность как она есть. А она такова, что к спасению, к обращению от мертвых, простите дел, к личной встрече с Господом, примешалось еще нечто. Эта примесь - евангелие успеха.

Сторона вторая. Обращение: что дальше?

Ответь: Что нам мешало прозреть?
Что же случилось с мечтой -
Сделать для всех рай земной? (с)

Итак, мы рассмотрели сложное явление постперестроечного покаяния (или постперестроечного пробуждения.. не знаю, как его назовут историки церкви). Но я хочу предупредить сразу, я не отношусь к тем истеричным проповедникам, которые отказывают в спасении и вечной жизни двум из трех христиан по причине несогласия последних с пунктом 5, подпунктом а, под-подпунтком два штриха... Поэтому я лично полагаю. что все эти люди - так или иначе, с примесью ли, без примеси ли, - но спаслись и обратились к Богу, правда не все одновременно поняли, что это такое, и куда это они "вступили". Многие постепенно понимают это на протяжении всех последующих лет, и "благость Божия" продолжает вести их к покаянию в том смысле, что они переоценивают свои "христианские" ценности. Но речь не о том, мы дошли до того, что так или иначе люди пришли к Богу. От тяжелой ли жизни, от проблем, от болезней, от депрессии, от греха, от страха и несвободы... вот они, покаявшиеся грешники или только что рожденные святые... Что дальше?
Большинство людей не делало разницы между придти к Богу и придти в церковь. Люди каялись и это по умолчанию предполагало, что они сразу придут в церковь. Более того. не знаю где как, а во многих церквах одновременно крестили в воде и принимали в "члены церкви", не делая между этими двумя вещами разницы... Таким образом, у людей возникала стойкая ассоциация - Бог и церковь едины. Они пришли к Богу - и это то же самое что они пришли в такой-то дом культуры, а такой-то зал, где поет вон тот мальчик и те три девочки вот эти восемь песен прославления вон на той сцене. Бог - он здесь. Нет, конечно с ним можно общаться и дома, пастор так сказал и я вроде говорю на языках, но два раза в неделю, раз я теперь с Богом, я должен/должна приходить сюда и встречаться с Богом на другом уже уровне, без которого моя личная молитвенная жизнь ничего не стОит.
Все первые месяцы такой вот христианско-церковной жизни в сознании большинства новообращенных действовали следующие мифы:
1) Миф, привнесенный от момента покаяния - с Богом у меня больше никогда не будет проблем!
2) Бог живет непосредственно вот в этой церкви, куда ходят вот уже сорок человек и где такой красивый и добрый пастор, у которого такая милая и обаятельная жена. "Красиво одевается, красиво говорит, и знает в совершенстве английский и иврит" (с). Это самая лучшая, самая правильная церковь, где учат самой-пересамой истине, и если наш Бог - это Бог с которым нет проблем, то его самая лучшая церковь - это также церковь, где нет и не может быть проблем. Одним словом, миф об идеальной церкви.
Итак, этих людей кое-то обманывал, - причем обманывали скорее не люди, а само учение. И они сами обманывали себя.
Отступление лирическое. Что больше всего удивляет вас в нашей церковной жизни? Меня вот что. Не просто удивляет. - я прямо как Даниил, не перестаю. пребывать в изумлении... Наверно так в нем и останусь, вознесусь на небо или помру. Изумляет меня то, как взрослые, зрелые, пожилые, а иногда даже старые люди в церквах - воспитавшие детей, внуков, заведовавшие отделами, кафедрами, главы семейств, люди, которых никто не сможет обсчитать на базаре или провести на другой какой мякине... - как эти люди становятся буквально ДЕТЬМИ в церкви, причем (я полагаю) совсем не в том смысле, в каком говорил Иисус ( "Будьте как дети"). Наивными, романтичными, ранимыми, максималистки настроенными детьми, просто как из книг Крапивина, честное слово. Они прожили жизнь в этом поганом мире, насмотрелись на разное, сами делали зло, им причиняли зло, они должны бы знать природу человека, - но приходя в церковь в таком вот вышеописанном настроении они все вдруг впали в мечтательность, и возмечтали об идеальном обществе, о церкви-сказке, церкви-сне, где никто не обижает и не обижается, где нет проблем, а если есть то наверно имеющий их сам виноват, где никто не должен ни страдать, ни болеть, ни умирать, где пастор идеальный человек, его жена - идеальная женщина, где никто из проповедников не ошибается, где все только best, где сплошные хэппи -энды, где людей связывают идеальные отношения. Какой-то просто мир сериала, только без злодеев.
Лирическое отступление номер два. Представления же о том, какие отношения идеальны, каждый приносит с собой. Оттуда, откуда пришли. Из той конкретной части великой Зоны, называемой МИР, где они провели лучшие или худшие годы своей нехристианской жизни.. Одна считает, что идеальная церковь-семья - это где все вместе, сообща, всем миром ездят по ягоды, покупают друг другу кофточки и обсуждают, какой сегодня сварить суп. И делятся секретами. Другой считает, что идеальная церковь-тусовка, это место где хайрастые чуваки обсуждают "Дип Перпл", а мажорам и цивилам, а также людям старше 30 лет в церкви не место. Третьи хотят просто чтобы в церкви был "изумительный" хор и хорошо одетые молодые люди вежливо здоровались с пожилыми, а также не клали руки в карманы и не жевали жвачку. Четвертые полагают, что идеальная церковь, это где все друг с другом делятся, и прежде всего делиться надо с ними. И пусть им все дают в долг, а они "останутся вечно должными". И так далее. Но с этим довольно быстро разбираются в церквах с пасторской системой, где приходится либо быстро менять свой эстетический идеал под идеал пастора, либо....
Отступления закончены. Итак, мы остановились на том, что частично люди были обмануты, частично обманули сами себя...опять же, "увлекаясь и обольщаясь собственной похотью". Потому, что светлая мечта об идеальном обществе - это все-таки разновидность плотского мировосприятия. Как и светлая мечта об идеальном, мудром и непогрешимом вожде, который все твои проблемы решит одним махом и за спиной которого ты навеки отдохнешь от всякой ответственности и мыслительной деятельности, сохранив свой мозг неистраченным даже на те два процента, на которых он у всех и работает. Как и мечта о вечной розовой "жизни с Богом" на халяву, где нарисовал на стенке цифру 500000, походил "в вере", и вот тебе 500000 баксов... представил себе "мерс", и вот уже дядя из Германии проснулся ночью от Божьего гласа: "Поезжай в страну так называемую "Совок", в город так называемый Урюпинск, на улицу так называемую Ленина. Там есть муж именем Вася, он теперь молится и видел в духе "Мерседес", так вот пригони ему свой, а обратно пешком дойдешь". Да, так бывает. Но делать эти мечты образом жизни, наполнять ими свои отношения с Богом - это и есть то самое "обольщение". И "никто не говори - Бог меня обманул". Ты сам обманул себя, впав в подростковую мечтательность и максимализм, не потрудившись почитать саму Библию, не в адаптированной подаче проповедников, которые говорили тебе "Моя Библия говорит...."
Ну вот, теперь люди церковные наверно спокойно вздохнут, - правильно, мол, конечно, вот-вот....они сами и виноваты, - разочаровались потом и ушли из церкви, все так, все правильно. "Давай, мочи их, ты сегодня, похоже, на нашей стороне". Нет, ребята, увы, нет....
Потому что - ............................... дальше

 - главная - свидетельства - почта - гостевая - форум -
Hosted by uCoz